"Шампунь для цистерны"

[27.02.2008]

Газета "Гудок" № 32 от 27.02.2008

ШАМПУНЬ ДЛЯ ЦИСТЕРНЫ

Полный текст интервью Председателя Совета директоров группы компаний "Чистые технологии" Смолянова В.М. корреспонденту газеты "Гудок".

- Почему ваш научно-производственный коллектив занялся разработкой технологий и моющих средств для обработки железнодорожного подвижного состава?

- Отправной точкой в работе над проблемами обработки железнодорожных составов стала разработка и внедрение технологии для очистки котлов нефтеналивных цистерн. Дело в том, что очистка котлов цистерн из-под остатков нефтепродуктов очень сложная техническая задача. Эту работу сейчас проводят на промывочно-пропарочных станциях (ППС) с применением пара. Данные технологии уже давно технически и морально устарели, чрезвычайно экологически вредны, а себестоимость очистки цистерн на них крайне высока. К тому же промывочно-пропарочных станций не хватает, поэтому железнодорожники вынуждены перегонять цистерны перед заливкой новым нефтепродуктом или перед ремонтом на расстояние в десятки и сотни километров до ближайшей ППС.

- Как Вы предлагаете решить данную проблему?

- Считаем, что выходом из создавшейся ситуации может стать реконструкция уже существующих ППС и, конечно, строительство новых комплексов по подготовке цистерн с использованием альтернативных технологий в местах формирования маршрутов под налив нефтепродуктов и в вагоноремонтных депо.

Зачем тратить огромные деньги сначала на создание систем обработки поверхностей цистерн, а затем не меньшие средства расходовать на очистку загрязнённых стоков и устранение вредных испарений? Разумнее так чистить, чтобы ничего не сбрасывать в коллекторы. Мы предлагаем технологии очистки котлов цистерн растворами температурой порядка лишь 50 градусов, и при этом никаких стоков не будет.

- Разве такое возможно?

- С нашим моющим средством «О-БИСМ» и оборудованием вполне возможно. Благодаря своей химической формуле, раствор «О-БИСМ» не растворяет нефтепродукты, как другие средства, а выделяет отмытый жидкий углеводород с низким содержанием в нем воды (до 1,5 %) на поверхность моющего раствора. Затем в сепарационном модуле удаляется выделенный из моющего раствора углеводород, который, кстати, после соответствующей обработки при помощи виброкавитационного измельчителя (ВКИ) можно использовать как печное топливо. Очищенный моющий раствор возвращается в технологический процесс. То есть пользователь нашей технологии получает возможность обрабатывать поверхность цистерн в режиме замкнутого цикла. Как хороший шампунь не просто очищает волосы, но и ухаживает за ними, наш порошок благодаря его ингибиторным способностям, защищает цистерну от коррозии и значительно облегчает ее последующие отмывки.

Сама технология обработки, получившая название «промывочно-рециркуляционной», запатентована в РФ, имеет «экологический сертификат соответствия» и признана «Лучшей экотехнологией России». Кроме того, данная технология и используемые при этом моющие средства исследованы и одобрены к применению ВНИИЖТ и Департаментом вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Вся продукция имеет государственные сертификаты соответствия.

- Где уже испытана ваша технология в условиях реальной эксплуатации?

- Мест внедрения наших технологий уже более 50 и их география чрезвычайно широка. Наши комплексы успешно работают на Октябрьской, Московской, Горьковской, Восточно-Сибирской, Куйбышевской, Юго-Восточной, Южно-Уральской и других железных дорогах ОАО «РЖД», а также в Казахстане, Эстонии, Белорусии и т.д. Их внедрение в сети железных дорог в несколько раз сократило расходы на очистку, значительно повысив экологическую безопасность работ и уровень охраны труда. Беспропарочная технология очистки внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн в несколько раз снизила потребление воды и пара, время обработки уменьшено в 2 раза, а общая себестоимость работ - в 3 раза.

В качестве базового оборудования для очистки котлов железнодорожных цистерн в вагонных депо, ориентированных на ремонт цистерн, или в узлах формирования маршрутов под налив используются разработанные нашими специалистами универсальные мобильные промывочные станции. Они имеют различную производительность, потребляют незначительные энергоресурсы и обеспечивают экологическую безопасность при эксплуатации.

Применяют наши технологии и на крупных стационарных промывочно-пропарочных станциях. Например, проводится реконструкция с переходом на ресурсосберегающие экологически безопасные технологии ППС «Суховская-Южная», «Нефтяная», «Никель», «Стенькино-2» и других. Производительность внедренных комплексов оборудования составляет 100-200 цистерн в сутки. В состав некоторых комплексов, по желанию заказчика, включено оборудование по обмывке наружных поверхностей котлов железнодорожных цистерн.

- В каких ещё целях можно использовать ваши разработки?

- Мы можем предложить свои решения по созданию экологически безопасных ресурсосберегающих технологий практически в любой сфере. Например, растворы нашего моющего средства «О-БИС» очень эффективны при обработке деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава. Внедрение в моечных машинах струйного типа технологического процесса обработки поверхностей водным моющим раствором «О-БИС» часто не требует затрат на реконструкцию производства. Большинство депо оснащено именно такими моечными машинами. Правда, чтобы автоматизировать процесс удаления из моющего раствора нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц, необходимо встроить в технологическую линию наши локальные очистные устройства. Это позволяет перейти на ресурсосберегающие закрытые технологии обработки деталей при температуре раствора всего порядка 50 градусов.

Кроме того, наша технология позволяет очищать поверхности и от масел растительного происхождения, поэтому на новом крупнейшем в России заводе по производству растительных масел в Калининградской области установлен наш комплекс по обработке железнодорожных цистерн.

Далее, сейчас мы внедряем технологии для обмывки наружных поверхностей пассажирских вагонов, электропоездов и электровозов. Вагономоечные комплексы нашего производства позволяют значительно снизить трудозатраты, так как все процессы осуществляются в автоматическом режиме. С успехом работают наши вагономоечные комплексы в Адлере и Екатеринбурге, завершается наладка комплекса для пригородных электропоездов в Раменском Московской железной дороги.

Востребованы и отдельные составляющие полного технологического цикла, такие как: Виброкавитационные измельчители, предназначенные для переработки смешанных нефтеостатков; подготовки топлива в котельных и приготовления топливных смесей на судах (дизельные, котельные, газотурбинные энергетические установки); подготовка упаренных сульфитных щелоков к сжиганию на целлюлозно-бумажных производствах, а также для утилизации отходов нефтепереработки, в т.ч. кислых гудронов на нефтеперерабатывающих заводах.

Большой интерес у заказчиков вызывают созданные нами автоматизированные системы перемещения и позиционирования вагонов, которые позволяют осуществлять операции перемещения сцепок грузовых вагонов, вагонов электропоездов, пассажирских вагонов без применения тепловозной тяги.

Постоянно растущие требования к чистоте подвижного состава рождают новые запросы перевозчиков к обработке вагонов. Мы это стараемся предвидеть и постоянно ведем работу по расширению спектра применения наших технологий, в частности разрабатываем технологии очистки минераловозов, зерновозов, полувагонов от различных сыпучих грузов, отмывки цистерн из-под сжиженных газов и от различных химических веществ и т.д. Так что в планах нашей компании еще много актуальных, а главное востребованных проектов.

Беседовал Андрей Стрельцов

Наверх