"Эффективные технологии"

[29.04.2008]

Журнал "Инновации. Технологии. Решения" №4 апрель 2008г.

Эффективные технологии

Интервью председателя Совета директоров группы компаний "Чистые технологии", доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Владимира Михайловича СМОЛЯНОВА. - Почему ваш научно-производственный коллектив занялся разработкой технологий и моющих средств для обработки железнодорожного подвижного состава? - Отправной точкой в работе над проблемами обработки железнодорожных составов стала разработка и внедрение технологии для очистки котлов нефтеналивных цистерн. Дело в том, что очистка котлов цистерн из-под остатков нефтепродуктов - очень сложная техническая задача. Эту работу сейчас проводят на промывочно-пропарочных станциях (ППС) с применением пара. Данные технологии уже давно технически и морально устарели, чрезвычайно экологически вредны, а себестоимость очистки цистерн на них крайне высока. К тому же промывочно-пропарочных станций не хватает, поэтому железнодорожники вынуждены перегонять цистерны перед заливкой новым нефтепродуктом или перед ремонтом на расстояние в десятки и сотни километров до ближайшей ППС. - Как вы предлагаете решить данную проблему? - Считаем, что выходом из создавшейся ситуации может стать реконструкция уже существующих ППС и, конечно, строительство новых комплексов по подготовке цистерн с использованием альтернативных технологий в местах формирования маршрутов под налив нефтепродуктов и в вагоноремонтных депо. Зачем тратить огромные деньги сначала на создание систем обработки поверхностей цистерн, а затем не меньшие средства расходовать на очистку загрязненных стоков и устранение вредных испарений? Разумнее так чистить, чтобы ничего не сбрасывать в коллекторы. Мы предлагаем технологии очистки котлов цистерн растворами температурой порядка лишь 50 градусов, и при этом никаких стоков не будет. - Как это возможно? - С нашим моющим средством "О-БИСМ" и оборудованием вполне возможно. Благодаря своей химической формуле раствор "О-БИСМ" не растворяет нефтепродукты, как другие средства, а выделяет отмытый жидкий углеводород с низким содержанием в нем воды (до 1,5 %) на поверхность моющего раствора. Затем в сепарационном модуле удаляется выделенный из моющего раствора углеводород, который, кстати, после соответствующей обработки при помощи виброкавитационного измельчителя (ВКИ) можно использовать как печное топливо. Очищенный моющий раствор возвращается в технологический процесс. То есть пользователь нашей технологии получает возможность обрабатывать поверхность цистерн в режиме замкнутого цикла. Как хороший шампунь не просто очищает волосы, но и ухаживает за ними, наш порошок благодаря его ингибиторным способностям защищает цистерну от коррозии и значительно облегчает ее последующие отмывки. Сама технология обработки, получившая название промывочно-рециркуляционной, запатентована в РФ, имеет экологический сертификат соответствия и признана "Лучшей экотехнологией России". Кроме того, данная технология и используемые при этом моющие средства исследованы и одобрены к применению ВНИИЖТ и Департаментом вагонного хозяйства ОАО "РЖД". Вся продукция имеет государственные сертификаты соответствия. - Где уже испытана ваша технология в условиях реальной эксплуатации? - Мест внедрения наших технологий уже более 50 и их география чрезвычайно широка. Наши комплексы успешно работают на Октябрьской, Московской, Горьковской, Восточно-Сибирской, Куйбышевской, Юго-Восточной, Южно-Уральской и других железных дорогах ОАО "РЖД", а также в Казахстане, Эстонии, Белоруссии и т. д. Их внедрение в сети железных дорог в несколько раз сократило расходы на очистку, значительно повысив экологическую безопасность работ и уровень охраны труда. Беспропарочная технология очистки внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн в несколько раз снизила потребление воды и пара, время обработки уменьшено в два раза, а общая себестоимость работ - в три раза. В качестве базового оборудования для очистки котлов железнодорожных цистерн в вагонных депо, ориентированных на ремонт цистерн, или в узлах формирования маршрутов под налив используются разработанные нашими специалистами универсальные мобильные промывочные станции. Они имеют различную производительность, потребляют незначительные энергоресурсы и обеспечивают экологическую безопасность при эксплуатации. Применяют наши технологии и на крупных стационарных промывочно-пропарочных станциях. Например, проводится реконструкция с переходом на ресурсосберегающие экологически безопасные технологии ППС "Суховская-Южная", "Нефтяная", "Никель", "Стенькино-2" и других. Производительность внедренных комплексов оборудования составляет 100-200 цистерн в сутки. В состав некоторых комплексов, по желанию заказчика, включено оборудование по обмывке наружных поверхностей котлов железнодорожных цистерн. - В каких еще целях можно использовать ваши разработки? - Мы можем предложить свои решения по созданию экологически безопасных ресурсосберегающих технологий практически в любой сфере. Например, растворы нашего моющего средства "О-БИС" очень эффективны при обработке деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава. Внедрение в моечных машинах струйного типа технологического процесса обработки поверхностей водным моющим раствором "О-БИС" часто не требует затрат на реконструкцию производства. Большинство депо оснащено именно такими моечными машинами. Правда, чтобы автоматизировать процесс удаления из моющего раствора нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц, необходимо встроить в технологическую линию наши локальные очистные устройства. Это позволяет перейти на ресурсосберегающие закрытые технологии обработки деталей при температуре раствора всего порядка 50 градусов. Кроме того, наша технология позволяет очищать поверхности и от масел растительного происхождения, поэтому на новом крупнейшем в России заводе по производству растительных масел в Калининградской области установлен наш комплекс по обработке железнодорожных цистерн. Далее, сейчас мы внедряем технологии для обмывки наружных поверхностей пассажирских вагонов, электропоездов и электровозов. Вагономоечные комплексы нашего производства позволяют значительно снизить трудозатраты, так как все процессы осуществляются в автоматическом режиме. С успехом работают наши вагономоечные комплексы в Адлере и Екатеринбурге, завершается наладка комплекса для пригородных электропоездов в Раменском Московской железной дороги. Востребованы и отдельные составляющие полного технологического цикла, такие как виброкавитационные измельчители, предназначенные для переработки смешанных нефтеостатков; подготовки топлива в котельных и приготовления топливных смесей на судах (дизельные, котельные, газотурбинные энергетические установки); подготовка упаренных сульфитных щелоков к сжиганию на целлюлозно-бумажных производствах, а также для утилизации отходов нефтепереработки, в т. ч. кислых гудронов на нефтеперерабатывающих заводах. Большой интерес у заказчиков вызывают созданные нами автоматизированные системы перемещения и позиционирования вагонов, которые позволяют осуществлять операции перемещения сцепок грузовых вагонов, вагонов электропоездов, пассажирских вагонов без применения тепловозной тяги. Постоянно растущие требования к чистоте подвижного состава рождают новые запросы перевозчиков к обработке вагонов. Мы это стараемся предвидеть и постоянно ведем работу по расширению спектра применения наших технологий, в частности, разрабатываем технологии очистки минераловозов, зерновозов, полувагонов от различных сыпучих грузов, отмывки цистерн из-под сжиженных газов и от различных химических веществ и т. д. Так что в планах нашей компании еще много актуальных, а главное, востребованных проектов.

Наверх