"Умывальник для цистерн"

[01.04.2006]

Умывальник для цистерн

"Изобретатель и Рационализатор" №7(679) за 2006 г.

Сегодня по железным дорогам России и многих других стран поезда с пустыми грязными цистернами перед заливкой их новыми нефтепродуктами или ремонтом ездят на огромные расстояния, весьма интенсивно отравляя окружающую среду. А что делать? Промывочно-пропарочных станций (ППС) для их очистки мало — негде бедным цистернам умыться. Там, где эти станции все-таки есть, они занимают весьма солидные территории и земля, вода и воздух вокруг них отнюдь не являются эталоном чистоты и экологической безопасности. На Западе такие цистерны традиционно промывают горячей водой или растворами температурой свыше 90°С под большим давлением. После чего эту загрязненную воду надо очищать сложными и дорогими установками, тратя на это немало энергии. Так что подобные ППС обходятся в десятки миллионов долларов. Наши несколько дешевле, в них цистерны, как правило, просто пропаривают, после чего, в лучшем случае, промывают горячей водой. На что, кстати, также тратится немало энергии (пар и воду прогревают почти до 100°С). А потом загрязненные стоки направляют в огромные, энергоемкие и дорогостоящие очистные сооружения, если таковые имеются. Но чаще всего местность вокруг наших ППС окончательно изгажена.

Зам. исполнительного директора 'Чистых технологий' А.Гусев показывает на схеме эффективность новой технологии помывки цистерн. Санкт-Петербургская компания "Чистые технологии" разработала весьма компактную и эффективную систему очистки цистерн и вагонов, при которой, во-первых, промывка куда лучше, чем при традиционных технологиях, во-вторых, будут защищены от коррозии, и наконец, могучие очистные сооружения не потребуются, хотя попадание стоков в окружающую среду абсолютно исключено. Мало того, новая технология дает возможность гораздо лучше обычного утилизировать сточные воды. Изюминкой технологии является новое моющее вещество "О-БИСМ" (пат. 2169175). Это щелочное средство, в состав которого входят поверхностно-активные вещества (ПАВ). В отличие от традиционных промывочных растворов, каустической соды например, которые растворяют углеводороды в себе, для чего повышают их температуру и время воздействия на загрязненную поверхность, "О-БИСМ" смачивает стенки цистерны и благодаря силам поверхностного натяжения образует в загрязнениях микротрещинки, проникает в самые мелкие из них, расклинивает углеводородную пленку и отрывает загрязнение от стенок. Температура, достаточная для такой работы, всего 45-55°С — вдвое ниже обычной, да и времени на обработку требуется в несколько раз меньше, стало быть, резко снижаются энергозатраты на очистку цистерн. Поскольку углеводороды не растворяются и не эмульгируются "О-БИСМ", они всплывают на поверхность раствора уже через 10-15 мин (при обычных технологиях в очистных сооружениях, затратив немало энергии, удается отделить их от промывочной жидкости лишь через сутки-двое). С поверхности их легко удалить обычными устройствами, причем для очистки раствора не нужны громоздкие флотаторы и отстойники, не надо добавлять коагуляторы, как в традиционных технологиях. Отобранные нефтепродукты обводнены всего на 1,5%, благодаря чему их легко утилизировать. Но этого мало. "О-БИСМ" покрывает внутреннюю поверхность цистерны защитной пленкой, ускоряющей процесс будущей мойки и защищающей металл от коррозии.

Очистка цистерн проводится промывочной универсальной мобильной станцией СПУМ-01М (п.м. 13333) Цистерны отправляются на помывку., помещающейся в контейнере размером 6х2,4х2,6 м, который можно доставить к месту работы не только вагоном, но и трейлером. В этом модуле находится все основное оборудование для промывки цистерн и утилизации стоков. Привезли куда надо, быстро установили и начинайте мыть цистерны и вагоны.

Действует промывочная станция следующим образом. Внутрь цистерны вводится вращающаяся в двух плоскостях моющая головка, через которую подается раствор "О-БИСМ", нагретый до 45-50°С, под давлением всего 8—12 ат. Цистерна быстро отмывается до блеска. Затем через нижний слив загрязненный раствор поступает в установленное в контейнере оборудование станции, в первую очередь в сепаратор. Там всплывшие на поверхность нефтепродукты легко отделяются от моющего раствора. Очищенный "О-БИСМ" идет обратно в насос, снова нагнетающий его в цистерны, а нефтепродукты поступают в цистерну, где кавитационный измельчитель обезвоживает их и перерабатывает в отличное топливо для котельных, которое можно использовать, в частности, и для подогрева самого раствора. Поскольку воды и порошка "О-БИСМ" расходуется мало, процесс рециркуляционный, надо только вовремя чуть-чуть их добавлять. Расходы невелики, а в окружающее пространство не попадает ничего: экологическая безопасность абсолютная.

На такой помывочной станции имеется и другое оборудование — например, для приготовления раствора, теплообменник для его нагрева, устройства для дегазации и сушки цистерны, мини-кран для подъема их крышек, фильтры-отстойники для предварительной очистки раствора, арки с соплами для внешней промывки цистерн и др. При этом окупается СПУМ-01М за 1,5-2 года.

Итак, новая технология (пат. 2200637) раза в четыре ускоряет процесс очистки цистерн, а стало быть, и их оборот, резко уменьшает, а порой и устраняет затраты на устройство и обслуживание очистных сооружений, а также утилизацию получаемых нефтепродуктов, вдвое снижает энергозатраты на подогрев воды и пара. Уж об экологической безопасности и сохранении здоровья работающих на очистке цистерн и вообще живущих поблизости от станций людей не говорю. Не удивительно, что установкой заинтересовались и у нас в стране, и за рубежом. СПУМ-01М уже работают кое-где на железных дорогах не только России, но и ближнего зарубежья (страны Балтии, Украина, Казахстан). В ближайшем будущем ожидается их появление и в дальнем зарубежье. Тем более что такие компактные и эффективные установки могут быть сооружены и на уже действующих ППС, и на вновь строящихся: всюду сэкономят средства и защитят природу и наше здоровье.

А.В. Гусев, О.СЕРДЮКОВ

Наверх