"О-БИС" моет на бис

[25.07.2006]

"О-БИС" моет на бис

Газета "Гудок" №128 от 25 июля 2006 года

Новый способ отмывки цистерн, а в последнее время пассажирских вагонов и электричек получил распространение на 13 железных дорогах России, в ряде стран СНГ и Балтии.

СПРАВКА •Внедрение беспропарочной технологии отмыва внутренних поверхностей цистерн в несколько раз снизило потребление воды и пара, время отмыва сократилось вдвое, а себестоимость работ - втрое. При этом сокращается пробег грязных цистерн перед их ремонтом, снижаются затраты на охрану труда и промсанитарию.

•Промывочно-рециркуляционная технология очистки запатентована в РФ за №2165518 и №2200637, имеет экологический сертификат соответствия и признана «Лучшей экотехнологией России». Вся продукция имеет государственный сертификат соответствия, одобрена руководством ОАО «РЖД».

Еще пять лет назад об экологически безопасных ресурсосберегающих технологиях очистки котлов железнодорожных цистерн знали только на Октябрьской магистрали, точнее, в вагонном депо Псков, где вступила в строй первая универсальная установка принципиально нового типа. В ней была реализована низкотемпературная технология беспропарочной и бессточной обработки цистерн, основанная на применении моющих средств нового поколения «О-БИС» и «О-БИСМ». Расшифровывается это детище тогдашнего ООО «Чистые технологии» так: отмыватель безотходный, ингибирующий (против ржавчины), самоочищающийся. М - многофункциональный.

По сравнению с обычными промывочно-пропа-рочными станциями, где используются едкие растворы каустика, а рабочие в респираторах ходят в облаках пара, здесь царят чистота и экологическая безопасность. Новые моющие средства не растворяют остатки бензина или мазута, а как бы отщепляют их от поверхности цистерны. По сути, «моют», не взаимодействуя с остатками топлива в цистерне и не меняя ни их, ни свой состав. Тем не менее внутренняя поверхность цистерн становится чистой, а моющий раствор, сохранив свои свойства, может использоваться многократно.

Сейчас на сети российских дорог эксплуатируется уже более трех десятков промывочных комплексов гораздо более совершенных, чем псковский первенец. Путем комбинации основного и периферийного технологического оборудования разработчики создали разнообразные системы очистки как внутренних, так и наружных поверхностей цистерн. Более того, создан автоматизированный комплекс оборудования для обмывки наружных поверхностей пассажирских вагонов и электропоездов. Последние уже эксплуатируются в депо Свердловск-пассажирский и на станции Адлер. Питерские разработки позволили резко сократить эксплуатационные расходы, в том числе в пять раз снизить затраты на энергоресурсы и втрое - себестоимость внутренней обработки цистерн, значительно повысить уровень охраны труда и экологическую безопасность работ. Капитальные затраты на реконструкцию помещений для внедрения беспропарочной технологии на порядок ниже, чем у предлагающих свои услуги зарубежных фирм.

Впрочем, есть и проблемы. С увеличением полигона внедрения экологически безопасных технологий очистки возросла ответственность производителя оборудования. Для контроля за качеством комплектующих на предприятии пришлось создать соответствующий отдел.

Как подчеркнул в своем выступлении на недавнем совещании в Санкт-Петербурге председатель совета директоров группы компаний «Чистые технологии» профессор Владимир Смолянов, «гранатовое дерево в зимних условиях мы, естественно, не вырастим, но надо постоянно стремиться к тому, чтобы каждый новый комплекс был лучше предыдущего. За семь лет мы ни разу не подвели заказчиков и не должны допустить этого впредь».

Развивая затронутую тему, начальник отдела капитального строительства фирмы Игорь Рябошлык посетовал на то, что подрядчиков для выполнения монтажных работ приходится искать на местах и у них, как правило, нет опыта сооружения уникальных объектов. Тем не менее, согласованно действуя с заказчиками (железными дорогами) за счет компактного размещения технологического оборудования и возможности его мобильного перемещения в удобное для хозяев место, у питерцев на порядок меньше капитальные вложения по сравнению с расценками западных фирм.

Критическим и одновременно конструктивным было выступление генерального директора ООО «Чистые технологии Байкала» Татьяны Чемезовой. Главный вывод, к которому подвел пятилетний опыт работы этой компании: необходим комплексный подход к проектированию и строительству каждой новой установки с учетом фактического состояния объекта, на котором ей предстоит работать. Не менее важно регулярно проводить на уже действующих установках регламентные работы, только тогда они будут «заводиться» от одного нажатия кнопки.

Кстати, на Восточно-Сибирской магистрали, где базируется ООО «Чистые технологии Байкала», действует комплекс для отмывки до 350 внутренних поверхностей цистерн в сутки на станции Суховская и комплекс для отмывки наружных поверхностей на станции Нижнеудинск Еще один комплекс на этой же дороге находится на стадии внедрения.

Новые российские технологии для отмывки цистерн широко используются на дорогах Казахстана, Украины, Эстонии, Литвы. Уже выполнены проекты по заказу ряда промышленных предприятий нашей страны для обработки цистерн из-под сжиженных углеводородных газов и полувагонов из-под сыпучих материалов (угля, железной руды и щебня). Авторы считают, что их разработки могут найти применение в металлургии, а также для предотвращения образования и удаления смолопарафиновых отложений с поверхностей труб нефтегазовых коммуникаций, подземного, насосно-компрессорного и другого оборудования на нефтегазодобывающих промыслах.

Подобные установки окажутся кстати в портах, на автобазах, в крупных котельных. Ведь эффект «отщепления» нефтепродуктов от поверхностей, достигаемый с использованием «О-БИС», дает возможность очищать любые поверхности с минимальными затратами воды, тепла и непосредственно моющих средств.

Николай ВАСИЛЬЕВ, Санкт-Петербург

Наверх