"По Питерским технологиям"

[30.08.2005]

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Статья Завершается пик летних пассажирских перевозок, которые всегда были особенно чувствительны для Северо-Кавказской магистрали. Но в этом году все подразделения здесь сработали достойно. В том числе станция Адлер и расположенное рядом вагонное пассажирское депо. Начальник поезда №101/102 Москва - Адлер Дурсун Хасан-оглы, узнав, что я уже несколько лет не был на конечной станции маршрута, настоятельно посоветовал: - Обязательно приезжайте! Только за последний год у нас произошли огромные перемены... Когда-то промежуточная, в последние полтора десятилетия в связи с известными событиями станция Адлер стала фактически пограничной. Вусловиях курортной зоны ее техническое состояние, мягко говоря, давно оставляло желать лучшего. И с точки зрения путевого развития, и по состоянию основных технологических объектов. Кое-какое обновление, правда, проходило постоянно. Но только с приходом нового начальника дороги Владимира Воробьева была поставлена задача по коренной реконструкции всего станционного хозяйства.

Особенно заметные перемены произошли за последний год. Развитие путевого хозяйства и модернизация экипировочного парка сопровождались сносом старых прачечной и котельной, а также вагономоечной машины. Все они проработали не одно десятилетие и давно не соответствовали нынешним возросшим требованиям с точки зрения обеспечения качественной экипировки пассажирских вагонов и экологической безопасности в курортной зоне...

Вместе с главным инженером вагонного депо Иваном Замигой мы обошли все основные объекты станции. После модернизации ее южной горловины и ремонта пассажирских платформ появился, по сути, новый ранжирно-экипировочный парк, который позволяет принимать поезда, состоящие из 24 вагонов. При этом удалось избавиться от ручного управления стрелочными переводами в обеих горловинах, подключив их к обновленной системе СЦБ.

– И не только это, – говорит Иван Клементьевич. – Обслуживающему персоналу стало намного легче с новыми технологическими дорожками между путями шириной 7 метров, пунктами заправки водой и электрозарядными колоннами, где есть напряжение 54, 110 и 380 вольт. Последними были смонтированы установки по опробованию тормозов и мачты освещения...

Если учесть, что в конце июля – начале августа на адлерском направлении ежесуточно курсировало более 30 пар дальних и 6 электропоездов, модернизация станции оказалась палочкой-выручалочкой. А в эти дни нагрузка возросла еще почти в полтора раза. Тем не менее с обработкой составов коллектив станции успешно справляется, четко соблюдается технология маневровой работы.

Но абсолютно беспомощны оказались бы вагонники, не подоспей к пику летних пассажирских перевозок новые котельная и прачечная. Оба объекта технологически не идут ни в какое сравнение с прежними. На смену мазутной пришла газовая котельная. Каждый из ее трех котлов способен давать более 6 тонн пара в час, а система управления автоматизирована. Поэтому обслуживают котельную мастер, два оператора, лаборант, электрик и слесарь. Всего шесть человек.

Главный объект потребления тепла – новая механизированная прачечная. Она вступила в строй в середине июня. Здесь задействовано шесть стирально-отжимных автоматов «Фаворит-1600», в каждый из которых загружается свыше 150 килограммов сухого белья. Дальше в технологической цепочке две гладильные машины, состоящие из трех частей: приемной, мощного гладильного катка и складывателя. Производительность такой линии до одной тонны сухого белья в час.

– Обслуживают все эти агрегаты 16 женщин, а в старой прачечной было восемь малопроизводительных гладильных машин и обслуживали их вдвое больше людей, – подчеркивает главный инженер депо.

Даже в пик перевозок новая прачечная позволяет работать без авралов и дополнительного привлечения людей. Благодаря современному оборудованию значительно улучшились условия труда. Кстати, пол здесь покрыт специальным слоем, предотвращающим появление пыли. Так что прежней головной боли с обработкой белья больше не существует.

Не пущен пока в эксплуатацию новый вагономоечный комплекс, сооруженный по проекту санкт-петербургской фирмы «Чистые технологии». Хотя все основные сооружения, обеспечивающие технологию его работы, уже смонтированы, установлены современные датчики и другая микропроцессорная техника, позволяющая автоматизировать комплексную обработку пассажирских вагонов. – Во всех аналогичных импортных установках предполагается наличие сложных очистных систем, – рассказывает руководитель фирмы Владимир Смолянов. – У нас же предусмотрен замкнутый водооборотный цикл очистки раствора, соблюдены все требования экологической безопасности. Амоющие средства таковы, что позволяют избавиться от значительных наслоений грязи и при этом, не нарушая лакокрасочного покрытия, еще и предохраняют его от преждевременной коррозии.

Фирма «Чистые технологии» не новичок на объектах железнодорожного транспорта. Еще пять лет назад она предложила эффективный способ очистки внутренних поверхностей цистерн перед заливкой новым нефтепродуктом, которому нет аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом. Эта замкнутая рециркуляционная технология, основанная на использовании высокоэффективных моющих реагентов и компактной аппаратуры, стала безусловной альтернативой традиционным технологиям пропарки котлов цистерн. Да и капитальных вложений требуется на порядок меньше.

На многих железных дорогах по достоинству оценили преимущества детища «Чистых технологий». Сейчас на сети действует более 30 универсальных промывочных станций нового типа различных версий и производительности. Они позволяют отмывать внутренние поверхности цистерн непосредственно в вагонных депо (где проводят, например, их ремонт), не перегоняя эти цистерны на промывочно-пропарочные станции и обратно.

А не так давно впервые в стране запущены две автоматизированные станции, позволяющие отмывать наружные поверхности цистерн. Одна из них, в депо Рыбное Московской дороги, действует в связке со станциями по отмывке внутренних поверхностей и принудительной дегазации и сушке. Тем самым образован комплекс для подготовки цистерн в ремонт, который полностью соответствует требованиям действующих санитарных норм и правил, а также экологической безопасности.

Кстати, в конце прошлого года «Чистые технологии» были сертифицированы международным экологическим сертификатом ISO-14001, подтверждающим качество выполняемых ими работ и дающим возможность поставлять свою продукцию в страны ЕС. Две станции для очистки внутренних поверхностей цистерн уже действуют в Эстонии, появились они в ряде стран СНГ. На очереди Польша, Чехия, Китай, Корея, Индия, Монголия и другие.

Развивая спектр своих разработок, специалисты фирмы создали современные моечные комплексы для пассажирских вагонов. Первые такие установки скоро будут запущены на станциях Адлер и Свердловск. В отличие от всех существующих эти комплексы рассчитаны на обмывку не только боковых стен кузова, но и крыши, подвагонных тележек и оконных стекол. Технология этого процесса согласована с соответствующими структурами ОАО «РЖД».

– Все необходимое оборудование к нам поступило, и основная его часть уже смонтирована, – подтвердил начальник вагонного депо Адлер Валерий Делов. – Вскоре приступим к наладочным работам. Технологический процесс предусматривает четыре этапа: смачивание поверхностей моющим раствором, мойка щеточными механизмами, ополаскивание и сушка. На все про все отводится 20 минут. Правда, если учесть подачу состава из парка и его уборку после мытья, то общее время составит примерно 40 минут. Нас это вполне устраивает.

И специалисты фирмы, и руководители депо уверены, что в четвертом квартале этого года вагономоечный комплекс вступит в строй. Пока он рассчитан на обработку пассажирских вагонов. Но при доукомплектовании дополнительным оборудованием, а такая возможность имеется, можно будет наводить блеск и на электропоезда. Ведь предусмотрено, что моющие щетки могут автоматически приспосабливаться к габаритным размерам корпусов пассажирских вагонов и электропоездов.

После этого на станции останется одна проблема – утилизация мусора, который «привозят» пассажирские составы. Правда, в ходе реконструкции был приобретен мусоровоз. Это позволило улучшить состояние территории станции, мусор стали вывозить регулярно. Но главный инженер депо Иван Замига с явным интересом воспринял мой рассказ о том, что опять же в Питере уже больше года действует комплекс по переработке и сортировке мусора.

Как известно, вывоз отходов с пунктов отстоя вагонов и станционных путей обходится дорого. А мусоросортировочный комплекс, созданный на территории ремонтно-экипировочного депо вагонного участка Санкт-Петербург-Московский, позволил даже зарабатывать на том, за что раньше платили большие деньги. Ведь небольшой заводик, который обошелся дороге в 15 миллионов рублей, может перерабатывать в сутки до 70 тонн мусора. А поскольку многие организации поспешили сдавать свои отходы железнодорожникам вместо далеких городских свалок, мини-предприятие стало приносить солидную прибыль.

Так что адлерцы, вероятно, воспользуются и этим опытом питерских коллег. И тогда мощная курортная станция стала бы по-настоящему экологически чистой.

... Больше всего произошедшим в Адлере преобразованиям рады, конечно же, пассажирщики Северо-Кавказской. Многие, с кем довелось побеседовать, отмечали, что реконструкция шла под каждодневным контролем начальника Краснодарского отделения Евгения Горлакова и начальника дороги Владимира Воробьева. И, как сказал начальник поезда № 952 Адлер – Ставрополь Гурам Инцкировели, теперь сюда приезжаешь в полной уверенности, что никаких проблем с экипировкой состава в обратный рейс не будет. А значит, и пассажиры наверняка ощутят эти перемены.

Николай ДАВЫДОВ,спец. корр. «Гудка» Адлер

Наверх