Интервью В.Смолянова деловому журналу "РЖД-ПАРТНЕР"

[12.11.2004]

12/11/2004 Действительно чистые технологии [ ИНТЕРВЬЮ ]

Действительно чистые технологииВесь мир озабочен экологическими проблемами и с недавних пор Россия активно включилась в процесс защиты окружающей среды. Причин для этого несколько. Во-первых, россияне стремятся завоевать лидирующие позиции в мировом сообществе. Но это будет сложно, если постоянно будут слышаться упреки со стороны экологов. Во-вторых, безусловно, государство пытается гарантировать себе здоровое будущее. На вопросы корреспондента журнала "РЖД-Партнер" о том, что делается для соблюдения экологических норм при определенных процессах на железнодорожном транспорте ответил председатель совета директоров холдинговой компании "Чистые технологии", доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Владимир Смолянов. - Расскажите, пожалуйста, что делается для обеспечения экологических норм при очистке котлов железнодорожных цистерн в России? - Положение дел в данной области в России и других странах СНГ таково, что практически все предназначенные для этого промывочно-пропарочные станции (ППС) технически и морально устарели; занимают огромные площади; чрезвычайно экологически вредны и себестоимость работ там крайне высока. К тому же их количество настолько мало, что загрязнённые железнодорожные цистерны перед наливом нового нефтепродукта или перед ремонтом вынуждены ездить по огромным территориям, отравляя при этом окружающую среду. Эту проблему во всём мире традиционно решают посредством струйной промывки горячей водой (или моющим раствором), что изначально предполагает такие существенные недостатки, как огромные последующие эксплуатационные расходы, связанные с высокой температурой моющей воды (более 90 градусов по Цельсию) и её высоким давлением (более 10-15 МПа), а также высокую сложность и стоимость водоочистки. Кроме того, капитальные вложения в закупку и монтаж оборудования производства таких стран как Италия, Финляндия и т.д. исчисляются десятками миллионов долларов. В нашей же стране железнодорожные цистерны просто подвергают обычной пропарке и в лучшем случае обмывке после пропарки горячей водой. Такая технология также потребляет огромные энергоресурсы и, кроме того, экологически чрезвычайно вредна. Причём у нас в недостаточной степени занимаются проблемами охраны здоровья людей и окружающей среды, в то время как Западные страны вкладывают значительные средства в очистку стоков и вредных испарений своих технологий. - Существуют ли способы решения проблемы? - Выходом из создавшейся ситуации может стать реконструкция существующих промывочно-пропарочных станций и строительство совершенно новых комплексов по подготовке цистерн различной производительности в узловых местах формирования маршрутов под налив нефтепродуктов и в вагоноремонтных депо. При этом группа компаний "Чистые технологии" пошла по пути, принципиально отличающемуся от существующих традиционных для нас и на Западе. Здесь подумали: "Зачем тратить огромные деньги сначала на создание системы качественной обработки поверхностей цистерн и очистки загрязнённых стоков и вредных испарений, а затем не меньшие ресурсы на эксплуатационные расходы? Не проще ли постараться так же качественно обрабатывать поверхности при невысоких затратах и не сбрасывать ничего в наружные сети, чтобы не надо было эти сбросы чистить?" И в итоге создали такие системы обработки, где поверхность котла качественно отмывается при невысоких температурах и при этом отсутствуют стоки. - В чем суть работы предлагаемой Вами системы? - Сама технология очистки, о которой идет речь, получившая в компании "Чистые технологии" название "промывочно-рециркуляционной", запатентована в РФ за № 2165318 и № 2200637, заявлена по процедуре РСТ и в настоящее время находится на стадии рассмотрения в Европейском патентном Ведомстве, имеет экологический сертификат соответствия и признана Лучшей экотехнологией России. Кроме того, технология очистки и используемые при этом моющие средства исследованы и одобрены к применению ВНИИЖТ, Департаментом вагонного хозяйства и утверждены руководством "РЖД". Вся продукция имеет государственные сертификаты соответствия. Прилагаемый перечень десятков объектов внедрения подтверждает объективность этих оценок. Функционирование предлагаемой "Чистыми технологиями" промывочно-рециркуляционной технологии обеспечивается использованием средства моющего технического "О-БИСМ" и различного аппаратурного оснащения, адаптированного к многоплановости решаемых при этом задач. Например: новое строительство или реконструкция, требуемая производительность, характер отмываемых загрязнений, уровень чистоты подготавливаемой поверхности, условия работы и т.п. Для решения максимально возможного числа задач разработаны и применяются базовые модели, на основе которых возможно как построение локальных систем отмыва различных поверхностей, так и строительство сложных комплексов, решающих более сложные задачи. В качестве базовых моделей оборудования для промывки котлов железнодорожных цистерн используются Станции промывочные универсальные мобильные серии СПУМ (Свидетельство на полезную модель № 13333 и Сертификат соответствия № РОСС RU.АЕ44.ВО1636). Такие Станции, имеющие различную производительность, компактные и мобильные, потребляющие незначительные энергоресурсы и обеспечивающие экологическую чистоту при эксплуатации, обычно устанавливаются в вагонных депо, ориентированных на ремонт цистерн или в узлах формирования маршрутов под налив. Таких мест внедрения уже более 20 и их география чрезвычайно широка. Станции успешно работают на Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Куйбышевской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорогах, в Эстонии, Казахстане на Украине и т.д. - Моющее средство "О-БИСМ", которое Вы предлагаете, принципиально отличается от используемых сегодня средств? - Технические моющие средства порошкообразные "О-БИСМ" (патент РФ №2169175), обеспечивающие, совместно с оборудованием "Чистых технологий" функционирование бессточных рециркуляционных технологий закрытого (замкнутого) типа, отличаются высокой эффективностью отмыва при относительно низких температурах (45...55 градусов по Цельсию) и способностью выделять отмытый жидкий углеводород с низким содержанием в нем воды (до 1,5%) на поверхность еще в водном растворе. Еще одним уникальным качеством "О-БИСМ" являются его ингибиторные свойства. Оставшаяся после обработки водным раствором "О-БИСМ" на поверхностях защитная пленка значительно облегчает дальнейшие отмывки. Но это, если можно так выразиться, решение простейших задач. Нередки ситуации, когда задачи значительно усложняются. Например, необходимость отмывать внутренние поверхности котлов железнодорожных цистерн под загрузку высококачественных нефтепродуктов или реконструкция действующей промывочно-пропарочной станции. В этих случаях необходимо строить различные сложные комплексы оборудования. "Чистыми технологиями" решены и эти проблемы. На сегодняшний день промывочно-пропарочная станция ППС-17 на ст. Суховская Восточно-Сибирской железной дороги переведена на ресурсосберегающие экологически безопасные технологии с производительностью от 350 цистерн в сутки, а в этом году будет реконструирована и ППС "Никель" Южно-Уральской железной дороги. Причем здесь в т.ч. будут готовиться цистерны и под высококачественные топлива. Большая проблема, не имевшая до последнего времени решений в странах СНГ– отсутствие эффективных экологически чистых технологий отмывки наружных поверхностей котлов железнодорожных цистерн. "Чистые технологии" решили и её, и тоже на Восточно-Сибирской железной дороге. Нижнеудинский вагоноремонтный завод при капитальном ремонте цистерн применяет сегодня такую технологию, поставленную им "Чистыми технологиями". А данная технология чрезвычайно нужна нашим транспортникам – этого требуют введенные с 1 июня 2003 года "Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте". В ближайшее время данная технология заработает также на Московской и Южно-Уральской железных дорогах. Но и это ещё не всё. Работающее в настоящее время на подавляющем большинстве ремонтных предприятий железнодорожного транспорта России и других стран СНГ оборудование для мойки деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава "мягко говоря" оставляет желать лучшего со всех точек зрения: большие ресурсозатраты, экологическая опасность, вредность для здоровья работающих на нём людей и т.п. Иначе говоря, имеет место его полный физический и моральный износ. В то же время модернизация этого оборудования без изменения принципиальной сути технологии его работы приводит лишь к увеличению как первичных капитальных затрат, так и эксплуатационных расходов. В то же время есть достаточно простой выход из этого положения. Внедрение в моечных машинах струйного типа технологического процесса обработки поверхностей водным моющим раствором серии "О-БИС" не требует затрат на реконструкцию производства. Большинство предприятий имеет в наличии именно такие моечные машины. Перевод их на предлагаемые технологии можно осуществить путём простой замены традиционных моющих средств на моющие средства серии "О-БИС" без доработок оборудования. В то же время такой путь не позволяет автоматизировать процесс удаления из моющего раствора нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц. Для решения этой проблемы необходимо встраивание в моечное оборудование разработанных в "Чистых технологиях" локальных очистных устройств (ЛОУ). Таким образом, совместное использование "О-БИС" и ЛОУ позволяет перейти на ресурсосберегающие закрытые технологии и достигать необходимого качества отмыва деталей при относительно низких температурах (порядка 50 градусов по Цельсию), фактически многократном использовании водного раствора "О-БИС", и автоматической его очистки от нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц. Примерами такого подхода являются созданные компанией "Чистые технологии" комплексы для отмывки деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава. В итоге достигается высокое ресурсосбережение (тепло, вода, моющий состав), экологическая чистота (отсутствие необходимости в стационарных очистных сооружениях) и улучшение охраны труда (значительно меньшие испарения раствора). Такая техника уже работает на Октябрьской и Московской железных дорогах. - Можно ли применять эти технологии для наружной обмывки пассажирских вагонов? - В настоящее время компания "Чистые технологии" занимается внедрением разработанной ею экологически безопасной ресурсосберегающей технологии обмывки пассажирских вагонов, электропоездов и электровозов. В отличие от существующих в настоящее время комплексов для обмывки наружных поверхностей пассажирских вагонов и электропоездов, в т.ч. и зарубежных, это предложение имеет ряд значительных преимуществ. В частности, предусмотрена обмывка поверхностей крыш пассажирских вагонов, отсутствуют кислые моющие реагенты, нарушающие лакокрасочные покрытия и т.п. Благодаря особым свойствам применяемых моющих реагентов "О-БИСМ" усилена антикоррозийная защита корпуса, а сам технологический процесс организован в ресурсосберегающем экологически безопасном режиме с невысокими капитальными затратами на технологическое оборудование. - Насколько уникален опыт создания и внедрения ваших разработок? - На сегодняшний день "Чистые технологии" являются единственной компанией в России и других странах СНГ, реально создавшей такие технологии и добившейся внедрения на многочисленных объектах. - Где уже внедрены подобные технологии? - На Восточно-Сибирской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской и других железных дорогах, причем это в несколько раз сократило эксплуатационные расходы, значительно улучшив экологическую безопасность работ и уровень охраны труда. Капитальные затраты на реконструкцию при этом на порядок ниже, чем у зарубежных предложений, преследующих те же цели. Внедрение, например, беспропарочной технологии отмыва внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн в несколько раз снизило потребление воды и пара, время отмыва уменьшено в 2 раза, а общая себестоимость – в 3 раза. При этом сокращены прогоны неотмытых цистерн перед ремонтом и снижены затраты на охрану труда и промсанитарию. На сегодняшний день группой компаний "Чистые технологии" выполнены проекты реконструкции промывочно-пропарочных станций "ППС-5" Восточно-Сибирской железной дороги и "Осенцы" Свердловской железной дороги. В стадии проектирования реконструкция ППС "Кириши" Октябрьской железной дороги, ППС "Стенькино-2" Московской ж.д. и ППС "Нефтяная" Приволжской железной дороги. Разрабатываются технико-экономические обоснования реконструкции ППС "Зелецино" Горьковской железной дороги, ППС "Черниковка Восточная" Куйбышевской железной дороги и т.д. - Планирует ли компания выходить на мировой рынок? - Полученный в 2004 году компанией "Чистые технологии" экологический сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 14001-98 позволил компании экспортировать свою продукцию в страны Европейского сообщества. Так, две компании – собственники железнодорожных цистерн Эстонии приобрели у "Чистых технологий" станции СПУМ-02 и СПУМ-01М, из которых первая уже работает, а вторая будет запущена до конца 2004 года. Установка таких станций в узловых местах избавляет от необходимости бесполезных и неэкономичных прогонов грязных цистерн на сотни километров до ближайшей стационарной промывочно-пропарочной станции и обратно. Беседовала Мария Германова

Наверх