"Чище цистерна — больше экономия"

[09.10.2004]

Каждый из нас видел в железнодорожных составах нефтеналивные цистерны, чумазые от потеков топлива и придорожной пыли, осевшей на ее круглых боках. Но привычные стереотипы меняются, рыночные отношения вносят свои коррективы, и сегодня владельцы таких цистерн желают видеть их чистыми и привлекательными. А повышение качества обслуживания клиентов, как известно, — одна из важнейших задач компании ОАО «Российские железные дороги». Поэтому не случайно в программе дооснащения вагонного депо Рыбное среди многих других новшеств был учтен и моечный комплекс для наружной очистки цистерн.

Слесарь роликового цеха Роман Данилов

Татьяна ГЛЫВА, наш соб. корр.

Подобного оборудования на Московской дороге еще не было, — сказал главный инженер депо Рыбное Сергей Киприянов. — Весь процесс мойки вагонов автоматизирован. Основная работа операторов сводится к управлению кнопочным пультом. Мы запустили новый комплекс в августе этого года, и первые цистерны уже ушли от нас после ремонта как новенькие.

«Баня» для вагонов разместилась в солидной пристройке одного из цехов и очень кстати вписалась в технологию деповского ремонта. Особое впечатление производит сама процедура перевоплощения цистерны: для того, чтобы вернуть первозданный облик, она медленно продвигается через объемную рамку, где многочисленные сопла очищают поверхность с помощью специального раствора, подогретого паром до 70 градусов.

Как будто какой-то большой великан снимает свою устаревшую шкуру во время линьки, и из-под нее появляется яркая и свежая окраска. В этих «чудесах» задействовано семь контейнеров — сепарационных модулей, связанных между собой трубопроводами. В них готовится очистная смесь — секрет фирмы-производителя моечного комплекса — ООО «Чистые технологии» из Санкт-Петербурга.

Название фирмы говорит само за себя: чистые цистерны уменьшают вероятность загрязнения окружающей среды в пути их следования, к тому же экологическая безопасность соблюдается и на самом производстве — за счет цикличного метода использования воды и доведения отходов до твердой фракции. Моются цистерны в Рыбном, конечно же, не только по экологическим и эстетическим соображениям. Раньше для наружной очистки они отправлялись за 30 километров отсюда, на нефтеналивную станцию Стенькино-2, а это большие транспортные расходы. Да и пар закупался на стороне по довольно дорогой цене. Здесь же для мойки котлов используются возможности своей деповской газовой котельной, что тоже значительно снижает себестоимость услуг. Таким образом, на каждой цистерне депо экономит в среднем 1114 рублей, а годовой эффект от внедрения моечного комплекса по наружной очистке составляет более 11 миллионов рублей.

О преимуществах «бани» для вагонов рассказывает мастер цеха деповского ремонта Игорь Воробьев, которому есть с чем сравнивать: в рыбновское депо он пришел год назад, а до этого работал на одном из вагоноремонтных заводов Киргизии.

— Я даже представить себе не мог, насколько здесь все по-другому. О таких условиях на своем заводе мы и мечтать не могли. Ну а если говорить о наружной очистке цистерн, то она позволяет нашим ремонтникам значительно повысить качество диагностирования котлов с помощью акустико-эмиссионного метода. Да и работать с чистой цистерной намного приятнее.

В цехе деповского ремонта светло от больших окон и стен, отливающих сайдингом. И как меня заверили, зимой здесь не страшны никакие морозы: плотные шторочные двери опускаются сверху подобно занавесу в театре и не «растранжиривают» тепло — так же, как и стеклопакеты на окнах. Таким же образом защищены от холодов все рабочие цеха. К зиме готово все деповское хозяйство, включая мощную котельную.

В ходе реконструкции на смену многим старым операциям в депо пришли прогрессивные технологии, которые помогают экономить и зарабатывать деньги, делают предприятие конкурентоспособным. И примеров тому немало. Акустико-эмиссионный метод широко используется и на других участках: так, установка, контролирующая качество литых деталей тележек, позволяет продлить срок их службы.

В автоконтрольном пункте по ремонту автотормозного оборудования с начала этого года внедрена автоматизированная система ремонта «Вагон-тормоз», за счет чего АКП присвоена первая категория. И рыбновские вагонники теперь снабжают высококачественными тормозными рукавами и воздухораспределителями не только свое депо, но и еще пять предприятий, в числе которых и такой крупный партнер Московской дороги, как «СФАТ-Рязань».

Перемены в депо видны на каждом шагу, ни один участок не обделен «большим прогрессом». Нет никакого сравнения с тем, что было здесь еще лет пять назад. Чего стоят только уголки отдыха, что появились в цехах: с фонтанчиками, экзотическими растениями и красивыми рыбками в аквариумах. Они сразу привлекают внимание как признак уюта и заботы о людях. Работы по дооснащению депо близятся к завершению, а в планах следующего года — разделение предприятия по двум видам деятельности: ремонту и эксплуатации. Это станет одним из заключительных этапов реорганизации вагонного хозяйства на Московской дороге.

Наверх