Статья "Большая стирка"

[24.08.2004]

ноу-хау

В цистернах можно перевозить не только бензин, дизельное топливо или мазут. Но каждый из этих продуктов оседает на их стенках и дне, поэтому перед новой загрузкой котел цистерны необходимо очистить.

Авторы новинки - группа компаний «Чистые технологии» - добились резкого снижения потребления воды и пара, уменьшения времени обработки цистерн вдвое и себестоимости работ - втрое!

Эту проблему во всем мире традиционно решают методом струйной промывки горячей водой (или моющим раствором), что связано с большими эксплуатационными расходами и нанесением ущерба окружающей среде. Ведь все предназначенные для этого промывочно-пропарочные станции (ППС) технически и модельно устарели, занимают огромные площади, а себестоимость работ крайне высока.

Еще три года назад в вагонном депо Псков Октябрьской дороги вступила в строй необычная установка для мытья цистерн, которая не имеет аналогов. В ней реализована низкотемпературная технология беспропарочной и бессточной обработки цистерн, основанная на применении моющих средств нового поколения "О-БИС" и "О-БИСМ". Авторы новинки - группа компаний "Чистые технологии" - добились резкого снижения потребления воды и пара, уменьшения времени обработки цистерн вдвое и себестоимости работ - втрое!

Дальнейшее внедрение этой технологии на Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской и других магистралях позволило в несколько раз сократить эксплуатационные расходы и значительно улучшить экологическую безопасность. При этом поверхность котла качественно отмывается при невысоких температурах, а капитальные затраты на необходимую реконструкцию практически в десять раз ниже, чем у зарубежных проектов, преследующих те же цели.

Промывочно-рециркуляционный метод основан на использовании запатентованного компанией "Чистые технологии" упомянутого моющего средства при относительно низких температурах в пределах 45-55 градусов и способности выделять отмытый жидкий углеводород с низким содержанием в нем воды (до полутора процентов) на поверхность еще в водном растворе. Регулярно удаляя его с поверхности и используя повторно, авторы ноу-хау добились бессточного (рециркуляционного) режима обработки поверхностей цистерн. При этом моющий раствор необходимо только подпитывать водой и корректировать добавлением чудо-порошка.

Особенно важно то, что внедрение данной технологии в существующих ППС с машинами струйного типа не требует затрат на реконструкцию производства. Надо лишь применить новое моющее средство. Правда, при этом не удается автоматизировать процесс удаления из моющего раствора нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц. Но и эта проблема решаема: необходимо встроить в существующее оборудование так называемое локальное очистное устройство (ЛОУ).

Данная технология, как считает вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, должна прийти на смену ныне применяемым высокоэатратным, которые к тому же вызывают нарекания экологических служб. И тут особенно важно, чтобы авторы разработали такие модели, на основе которых возможно как создание локальных систем отмыва различных поверхностей, так и строительство сложных комплексов для решения более масштабных задач. Например, реконструкция мощных промывочно-пропарочных комплексов. Таких, например, как на станции Суховская Восточно-Сибирской железной дороги, где уже достигнута производительность очистки 350 цистерн в сутки.

На той же Восточно-Сибирской магистрали Нижнеудинский вагоноремонтный завод при капитальном ремонте цистерн освоил технологию очистки их наружных поверхностей. Опять же на основе этого прогрессивного метода. А в это время авторы занимаются внедрением данной технологии обработки пассажирских вагонов, электропоездов и электровозов. При этом в отличие от всех существующих способов (в том числе и зарубежных) предусматривается очистка поверхности крыши, усиливается после применения "О-БИСМ" антикоррозийная защита корпуса, так как отсутствуют кислые моющие реагенты, нарушающие лакокрасочные покрытия.

Чем же привлекает эксплуатационников новый метод очистки цистерн? Во-первых, процесс занимает вдвое меньше времени, чем на промывочно-пропарочных станциях. Во-вторых, уш-. ли в небытие облака пара, едкие растворы каустика, не нужны и респираторы. В-третьих, весь процесс экономичен и экологичен.

По мнению разработчиков нового способа, широкое внедрение таких установок в депо позволит избежать холостых пробегов цистерн на крупные ППС. А главное, благодаря рециркуляции тысячи тонн нефтепродуктов не окажутся в почве, реках и море, уменьшится загрязнение воздушной среды. И способ очистки поверхности от углеводородных загрязнений, и само моющее средство запатентованы, исследованы и одобрены ВНИИЖТом. Министерство природных ресурсов РФ еще в марте 2002 года выдало ООО "Чистые технологии" экологический сертификат соответствия на "Универсальную мобильную промывочную стан цию". Разработка отмечена рядом престижных дипломов в номинации "Ресурсосберегающие технологии".

По достоинству оценили преимущества данного способа не только железнодорожники России, но и их коллеги на Украине, в Казахстане, Эстонии, Литве, а также на ряде нефтеперерабатывающих предприятий страны. В подтверждение приведем выдержку из отзыва о работе универсальной промывочной станции с предприятия "Укрспецвагон". "Благодаря применению самоочищающегося моющего средства *О-БИС" эффективно отмываются различные поверхности от любых нефтепродуктов при относительно низких температурах и невысоких давлениях. Время мойки одной цистерны после перевозки, например, бензина составляет всего около 15 - 20 минут. При этом многократно используется моющий раствор, исключен сброс сточных вод и одновременно обеспечивается антикоррозийная защита обработанных поверхностей. Все эти достоинства ставят средство "О-БИС" в ряд универсальных, экономичных и экологически безопасных". Если вспомнить, что в большинстве западных стран для отмыеа цистерн возведены монстры стоимостью в десятки миллионов долларов, в которых давление перегретого пара достигает 150 атмосфер, то наша технология кажется просто невероятной. "О-БИС" и "О-БИСМ" не растворяют остатки бензина или мазута, а как бы -отщепляют" их от поверхности цистерны. Как говорится, "моют", не взаимодействуя с загрязнителями и не меняя ни их, ни свой состав. И никаких вредных испарений!

Почаще бы мы обходили Запад в технологическом плане, и тогда давно бы сократили экспорт этих самых нефтепродуктов, которые пригодятся будущим поколениям россиян.

Николай ДАВЫДОВ

Наверх