Статья "Чистые технологии" на страже экологии и финансов"

[01.09.2004]

Специалистами инновационной компании «Чистые технологии» созданы уникальные моющие средства и оборудование для отмывки поверхностей, загрязненных жидкими углеводородами, в том числе с нефтью, нефтепродуктами, жирами, маслами... Об этом - разговор с председателем совета директоров, д.т.н., профессором и заслуженным деятелем науки Владимиром СМОЛЯНОВЫМ:

- В странах СНГ практически все предназначенные для отмывки железнодорожных цистерн от нефтепродуктов промывочно-пропарочные станции технически и морально устарели, занимают огромные площади, чрезвычайно экологически вредны и себестоимость работ там крайне высока. Как можно решить эту проблему?

- Действительно, в нашей стране железнодорожные цистерны просто подвергают обычной пропарке и в лучшем случае, обмывке, после пропарки, горячей водой. Такая технология потребляет огромные энергоресурсы и экологически чрезвычайно вредна. Причем у нас в недостаточной степени занимаются проблемами охраны здоровья людей и окружающей среды, в то время как в западных странах вкладывают значительные средства в очистку загрязненных стоков и вредных испарений своих технологий. К тому же в РФ количество таких станций настолько мало, что загрязненные железнодорожные цистерны перед заливкой новым нефтепродуктом или перед ремонтом вынуждены колесить, отравляя при этом окружающую среду обширных территорий.

Выходом из создавшейся ситуации может стать реконструкция существующих промывочно-пропарочных станций и строительство новых комплексов но подготовке цистерн различной производительности в узловых местах формирования маршрутов под налив нефтепродуктов и в вагоноремонтных депо.

- Владимир Михайлович, чем отличаются технологии, предлагаемые вашей компанией от аналогов других фирм?

- Во всем мире эту проблему традиционно решают с помощью струйной промывки горячей водой (или моющим раствором), что изначально предполагает такие существенные недостатки, как огромные расходы связанные с высокой температурой моющей воды (более 90 градусов по Цельсию) и ее высоким давлением (более 10-15 МПа), а также высокую сложность и стоимость водоочистки.

Добавим, что капитальные вложения в закупку и монтаж оборудования производства таких стран, например, как Италия или Финляндия, исчисляются десятками миллионов долларов США.

«Чистые технологии» пошли по пути, принципиально отличающемуся от существующих традиционных для нас и на Западе. Мы подумали: «Зачем тратить огромные деньги сначала на создание системы качественной обработки поверхностей цистерн и очистки загрязненных стоков и вредных испарений, а затем не меньшие ресурсы на эксплуатационные расходы? Не проще ли постараться так же качественно обрабатывать поверхности при невысоких затратах и не сбрасывать ничего в наружные сети, чтобы не надо было эти сбросы чистить?» И в итоге создали такие системы обработки, где поверхность котла качественно отмывается при невысоких температурах и при этом отсутствуют стоки. Внедрение этих технологий на Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской и других железных дорогах в несколько раз сократило эксплуатационные расходы, значительно улучшив экологическую безопасность работ и уровень охраны труда. Капитальные затраты на реконструкцию при этом на порядок ниже, чем у зарубежных предложений, преследующих те же цели. Внедрение, например, беспропарочной технологии отмывки внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн в несколько раз снизило потребление воды и пара, время отмывки уменьшено в 2 раза, а общую себестоимость - в 3 раза. При этом сокращены прогоны неотмытых цистерн перед ремонтом и снижены затраты на охрану труда и промсанитарию.

Сама технология очистки, о которой идет речь, получившая в компании «Чистые технологии» название «промывочно-рециркуляционной», запатентована в РФ за №2165318 и №2200637, заявлена по процедуре РСТ и находится на стадии рассмотрения в Европейском патентном ведомстве, имеет «экологический сертификат соответствия» и признана «Лучшей экотехнологией России». Кроме того, данная технология и используемые при этом моющие средства исследованы и одобрены к применению ВНИИЖТ, департаментом вагонного хозяйства и утверждены руководством «РЖД». Вся продукция имеет государственные сертификаты соответствия. Высокие оценки получены в Минздраве РФ, Национальной организации Международного зеленого креста. Российской академии естественных наук. Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Объективность таких оценок подтверждается на десятках объектов, где внедрено оборудование «Чистых технологий», и практикой использования средств моющих технических «О-БИСМ».

- А в чем особенность этих моющих средств?

- Технические моющие средства порошкообразные «О-БИСМ» {патент РФ №2169175). обеспечивающие вместе с оборудованием «Чистых технологий» функционирование бессточных рециркуляционных технологий закрытого (замкнутого) типа, отличаются высокой эффективностью отмыва при относительно низких температурах (45-55 градусов по Цельсию) и способностью выделять отмытый жидкий углеводород с низким содержанием в нем воды (до 1.5%) на поверхность еще в водном растворе. Регулярно удаляя с поверхности моющего раствора выделенный малообводненный жидкий углеводород и используя его по прямому назначению, пользователь получает возможность бессточного рециркуляционного режима обработки поверхностей, при котором моющий раствор необходимо только подпитывать водой и корректировать добавлением «О-БИСМ». Еще одним уникальным качеством «О-БИСМ» являются его ингибиторные свойства. Оставшаяся после обработки водным раствором «О-БИСМ» на поверхностях защитная пленка значительно облегчает дальнейшие отмывки.

- Какие модели отмывочных станций предлагаются на рынке?

- Наиболее часто предлагаются базовые модели, на основе которых потребителям возможно как построение локальных систем, так и строительство сложных комплексов для автоматизированного отмыва различных поверхностей.

Базовой моделью оборудования для отмывки внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн стали станции промывочные универсальные мобильные серии СПУМ (свидетельство на полезную модель №13333 и сертификат соответствия №РОСС RU.AE44.BO1636). Эти станции имеют различную производительность. Они компактные и мобильные, потребляют незначительные энергоресурсы и обеспечивают при эксплуатации экологическую чистоту. В первую очередь их устанавливают в вагонных депо, где ремонтируют цистерны или в узлах формирования маршрутов под налив. Такие станции успешно работают на Октябрьской, Восточно-Сибирской. Куйбышевской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорогах, в Казахстане, Эстонии, Украине...

Для отмывки внутренних поверхностей котлов железнодорожных цистерн под загрузку высококачественных нефтепродуктов или реконструкции действующих промывочно-пропарочных станций выпускаются специальные и более сложные комплексы оборудования.

Сегодня с помощью «Чистых технологий» на ресурсосберегающие экологически чистые технологии с производительностью от 350 цистерн в сутки переведена промывочно-пропарочная система на ст. Суховская Восточно-Сибирской железной дороги, а в 2004 году реконструируется еще одна российская промывочно-пропарочная станция аналогичной производительности. Здесь будут готовиться цистерны и под заправку высококачественным топливом.

Еще одна проблема вагонников железных дорог стран СНГ - отмывка наружных поверхностей котлов железнодорожных цистерн. «Чистые технологии» предлагают оборудование и для этого. На Нижнеудинском вагоноремонтном заводе перед капитальным ремонтом цистерн уже применяют технологию, комплекс оборудования и моющие средства «Чистых технологий».В ближайшее время подобная станция заработает на Московской и Южно-Уральской железных дорогах.

Эти технологии чрезвычайно нужны транспортникам: с 1 июня 2003 года ужесточились требования «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте». Но и это еще далеко не все. Спектр применения наших технологий чрезвычайно широк.

- Где же еще могут применяться ваши бессточные рециркуляционные системы?

- Например, при мойке деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава. Сейчас эти процессы организованы так, что оставляют желать лучшего со всех точек зрения: велики ресурсозатраты, экологические риски, уровень вреда для здоровья обслуживающего персонала...

Модернизация старого оборудования без принципиальных изменений технологии его работы приводит лишь к увеличению как первичных капитальных затрат, так и эксплуатационных расходов. А внедрение в моечных машинах струйного типа технологического процесса обработки поверхностей водным моющим раствором серии «О-БИС» не требует затрат на реконструкцию производства.

Большинство предприятий располагает именно такими моечными машинами. Перевод их на предлагаемые технологии осуществляется путем простой замены традиционных моющих средств на моющие средства серии «О-БИС» без доработок оборудования.

Правда, такой путь не позволяет автоматизировать процесс удаления из моющего раствора нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц. Для решения этой проблемы необходимо встроить в моечное оборудование разработанные в «Чистых технологиях» локальные очистные устройства. Таким образом, совместное использование «О-БИС» и локальных очистных устройств позволяет перейти на ресурсосберегающие закрытые технологии и достигать необходимого качества отмывки деталей при относительно низких температурах (около 50 градусов по Цельсию), фактически многократно использовать водный раствор «О-БИС» с автоматической его очисткой от нефтепродуктов и твердых взвешенных частиц. Примерами такого подхода являются созданные компанией «Чистые технологии» комплексы для отмывки деталей, узлов и механизмов ходовой части подвижного состава.

В итоге достигается высокое ресурсосбережение (тепло, вода, моющий состав), экологическая чистота (отсутствие необходимости в стационарных очистных сооружениях) и улучшение охраны труда (значительно меньшие испарения раствора). Такая техника уже работает на Октябрьской железной дороге.

Кроме того, в компании «Чистые технологии» занимаются внедрением еще и разработанной ею экологически чистой ресурсосберегающей технологии обмывки пассажирских вагонов, электропоездов и электровозов.

В отличие от существующих комплексов для обмывки наружных поверхностей пассажирских вагонов и электропоездов, в том числе зарубежных, наши предложения имеют ряд весомых преимуществ: предусмотрена обмывка поверхностей крыш; отсутствуют кислые моющие реагенты, нарушающие лакокрасочные покрытия; благодаря особым свойствам моющих реагентов «О-БИСМ» усилена антикоррозийная зашита корпуса; технологический процесс организован в ресурсосберегающем экологически чистом режиме; невысоки капитальные затраты на приобретение технологического оборудования. Данная технология уже внедряется в одном из филиалов ОАО «РЖД».

Также в компании разработана и прошла успешные испытания технология отмывки загрязненного нефтепродуктами щебня. Мы считаем, что со временем с ее помощью можно будет ремонтировать железнодорожные насыпи без замены заложенного туда щебня.

Необходимо особо отметить, что наши технологии адаптируются под нужды различных видов транспорта - водного, автомобильного, авиационного.

В частности, уже четыре года «Чистые технологии» оказывают услуги по зачистке судовых танков и стационарных резервуаров различного объема и назначения, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и сейчас обсуждается вопрос о строительстве моечных станций для большегрузных автомобилей и автоцистерн...

В целом в Россию, Казахстан, Украину и Эстонию уже поставлено более 30 промывочных станций «Чистых технологий».

В перспективе - расширение поставок на рынки России, стран СНГ, Балтии...

Весь опыт внедрений данных технологий показывает, что интерес к ним растет из года в год. Люди, к счастью, уже и в нашей стране стали задумываться о том, что же они оставляют после себя своим потомкам. А с учетом чрезвычайно высокой рентабельности предложений «Чистых технологий», это оказывается еще и экономически выгодно.

Записал Андрей ЛАЗАРЕВ

Наверх