"Виллабаджо все ещё моет цистерны, а Псков уже празднует!"

[28.07.2001]

Гудок" от 28 июня 2001г.

Виллабаджо все еще моет цистерны. А Псков уже празднует! Были грязными - станут чистыми.

В вагонном депо Псков Октябрьской железной дороги вступила в строй универсальная мобильная установка для мытья цистерн. На первый взгляд, событие довольно рядовое. Только крупных промывочно-пропарочных станций, предназначенных для этих целей, у железнодорожников сети более трёх десятков. И на каждой из них обрабатывается по 400 - 500 вагонов в сутки, а тут производительность на порядок меньше. Тем не менее, псковская новинка вызвала огромный интерес не только у специалистов-железнодорожников. Кажется невероятным, но таких станций больше нет нигде в мире. В большинстве западных стран для отмывки цистерн возведены монстры, в которых Удавление перегретого пара достигает 150 атмосфер. Вместе с сопутствующими очистными сооружениями, которые резко снижают ядовитые выбросы, они обходятся в десятки миллионов долларов. У нас всё несколько проще, дешевле и грязнее. Например, только в Киришах, где моют до 500 цистерн, в очистные сооружения ежесуточно сливаются сотни тонн мазута, растворённого в моющей жидкости. Ведь после слива содержимого в каждой цистерне остаётся порой до пяти тонн мазута, значительная часть которого в конечном итоге оказывается захороненной на полигоне в Красном Бору. А чего жалеть-то, нефти у нас много, свалок тоже хватает, не говоря уже об огромных энергопотерях на пропарку цистерн и выделении вредных испарений. Установку, которая начала работать в Пскове, можно отнести к революционному перевороту в данной сфере. В ней реализована низкотемпературная технология беспропарочной и бессточной обработки цистерн, основанная на применении моющих средств нового поколения "О-БИС" и "О-БИСМ", созданных обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Чистые технологии". Расшифровывается их название так: отмыватель безотходный, ингибирующий (против ржавчины), самоочищающийся. М - многофункциональный. Они не растворяют остатки бензина, мазута или даже подсолнечного масла, а как бы "отщепляют" их от поверхности цистерны. То есть "моют", не взаимодействуя с загрязняющими наполнителями цистерны и не меняя ни их, ни свой состав. В результате внутренняя поверхность цистерны становится чистой, моющий раствор, сохранивший свои свойства, многократно используется для основной цели, а наполнители ёмкости возвращаются по назначению. - Но это ещё не всё, -рассказывает заместитель главного инженера Октябрьской дороги Михаил Сапетов. - Многократно снижается потребление воды, пара, энергоресурсов и сокращается время отмывки. Кроме того, на поверхности цистерны образуется антикоррозийная плёнка. Поэтому "О-БИС" и "О-БИСМ" называют не просто моющими, а самоочищающимися моющими средствами. Совместный проект Октябрьской железной дороги и ООО "Чистые технологии" беспропарочной и бессточной технологии отмывки железнодорожных цистерн - это не просто ресурсосбережение. Благодаря разработке этим же коллективом малогабаритных локальных очистных устройств появилась возможность создать принципиально новые ресурсосберегающие и экологически чистые технологии замкнутого рециркуляционного типа. Именно такая установка и действует сегодня в депо Псков. На очистку каждой цистерны здесь уходит вдвое меньше времени, чем на промывочно-пропарочных станциях.

Ушли в прошлое облака пара, едкие растворы каустической серы, не видно и рабочих в респираторах. Всё делается в чистоте, экономично и экологично. Иными словами, это наиболее наглядный пример того, что экологическая безопасность одновременно экономически выгодна. Псковская установка окупится примерно за полгода работы, перестанут травиться и болеть рабочие-мойщики. Оказывается, и это ещё не всё. Родилась идея применить новые моющие средства для обработки деталей и узлов ходовой части подвижного состава. При этом в моющих машинах струйного типа заменяется традиционная каустическая сода на "О-БИС" и "О-БИСМ". Как считает старший мастер депо Псков Олег Романов, применение новой технологии положительно повлияло на качество ремонта. По мнению разработчиков совместного проекта (ООО "Чистые технологии" и служба вагонного хозяйства дороги), широкое внедрение таких универсальных станций в депо позволит избежать неэкономичных и холостых пробегов цистерн на крупные промывочно-пропарочные станции. Последние к тому же давно нуждаются в реконструкции. В Новокуйбышевске и Стенькино (под Рязанью) к этой работе уже приступили. Правда, импортное оборудование, устанавливаемое там, и сама реконструкция обойдутся в десятки миллионов долларов. Да и их эксплуатация встанет в копеечку. А такую установку, как действующая в Пскове и уже вот-вот будет пущена в Хабаровске и на Северо-Кавказской дороге (станция Морозовская), может позволить себе любое депо, так как стоит она в сотни раз дешевле. И заинтересованы в этом не только железнодорожники, но и операторские компании, занятые перевозкой нефтепродуктов. Если такие установки появятся везде, то не надо будет гонять цистерны на промывочно-пропарочные станции. Впрочем, поскольку всё это ещё в перспективе, на Восточно-Сибирской и других магистралях решили доверить ООО "Чистые технологии" реконструкцию своих промывочно-пропарочных станций. Руководитель ООО Владимир Смолянов считает, что перевод их на новую технологию обойдётся примерно в миллион долларов, а не в 10, как на импортном оборудовании. К тому же в несколько раз снизятся эксплуатационные расходы. А в итоге тысячи тонн нефтепродуктов не будут выброшены в почву, реки и моря, уменьшится загрязнение воздуха. Не зря высокую оценку новой технологии дали заинтересованные департаменты МПС, Национальная организация Международного Зелёного креста, Министерство здравоохранения России, Международная академия наук, экологии и безопасности жизнедеятельности. Авторы считают, что со временем с помощью чистых технологий можно будет отмывать загрязнённый щебень, особенно на путях вблизи нефтеперерабатывающих предприятий. Подобные установки окажутся кстати в портах, на автобазах, в крупных котельных и т.д. Этим же способом можно ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов на водной поверхности.

Николай ДАВЫДОВ, наш спец. корр. Санкт-Петербург.

Наверх