"Приоритеты Чистых технологий"

[01.10.2003]

На Восточно-Сибирской магистрали прошла сетевая школа-семинар экологов. В совещании приняли участие руководители Департамента безопасности движения и экологии ОАО «РЖД», представители природоохранных подразделений дорог и отраслевых НИИ, вузов и фирм, занимающихся природоохранными технологиями.

Они обсудили первоочередные задачи дорог по снижению негативного воздействия на окружающую среду, рассмотрели Концепцию экологической безопасности и охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте.

- Несмотря на то что железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически чистых, природоохранная деятельность в обновленной отрасли рассматривается как одна из важнейших, - отметил руководитель Департамента безопасности движения и экологии Петр Шанайца. - Подтверждением этому является то, что в принятом федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одной из главных функций отрасли является обеспечение экологической безопасности.

Значимость этого фактора повышается по мере роста конкуренции в перевозках грузов и пассажиров, развития и расширения международных транспортных коридоров по территории России. И отсутствие должного внимания к вопросам экологии, по словам Петра Шанайцы, может привести в значительной мере к потере позиций во внутренних и международных перевозках, расширению присутствия зарубежных компаний, использованию их транспортных средств, как это произошло с автомобильным и авиационным транспортом России.

За период с 1991 года значительно снижено техногенное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду. Так, выбросы вредных веществ в атмосферу снизились на 41,6 процента, потребление воды на производственные нужды уменьшилось на 42,6, а сбросы загрязненных сточных вод сократились на 47,1 процента. Вместе с тем, отметил руководитель департамента, на предприятиях отрасли улавливается и обезвреживается только треть от общего количества загрязняющих веществ, исходящих от стационарных источников.

Тревожная ситуация складывается при перевозке, хранении и реализации нефти и нефтепродуктов. Если в 2001 году было утрачено 687 тонн нефтепродуктов, то за восемь месяцев 2003 года - 1305 тонн.

Один из «нефтяных» маршрутов проходит по берегу Байкала. С учетом того, что в ближайшие годы железнодорожные перевозки экспортной нефти в Китай и другие страны АТР увеличатся в несколько раз, внимание к их безопасности, в том числе экологической, должно быть усилено.

Участникам сетевой школы были представлены бессточная технология внутренней отмывки цистерн на промывочно-пропарочной станции вагонного депо Суховская и технология очистки сточных вод после наружной обмывки вагонов электропоездов в моторвагонном депо станции Военный Городок.

Первыми их применили на Восточно-Сибирской и Октябрьской магистралях. При обмывке и вагонов используется ТМС «ОБИС» взамен каустика. Это средство расщепляет загрязнение на несколько составляющих: нефтепродукты, собственно моющий раствор и твердые шламы. Каждое из них используется вторично и не теряет своих первоначальных свойств. На такую технологию переведены многие предприятия вагонного хозяйства ВСЖД с исключением сбросов сточных вод в канализацию.

За прошедшие пять лет на Восточно-Сибирской магистрали, по словам начальника отдела охраны природы дороги Владимира Бурлакова, значительно возросла доля затрат на мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Это связано с переводом более 50 котельных с угля на электропитание. В то же время снизились затраты на капремонт сооружений и установок для очистки сточных вод. В муниципальную собственность передано порядка 20 канализационных очистных сооружений. А вот уникальные сооружения по очистке сточных вод, работающие на берегу Байкала в городе Северобайкальске, железная дорога передавать в муниципальную собственность в ближайшей перспективе не планирует. Из оставшихся на дороге они самые крупные. Здесь впервые при очистке стоков применяется озон, а на доочистке - биосорбенты.

Из анализа, сделанного Владимиром Бурлаковым, видно, что общее снижение непроизводительных затрат возможно без ущерба для эффективности охраны природы за счет перераспределения финансовых средств. Например, путем уменьшения доли ежегодных выплат сторонним организациям за прием и утилизацию отходов в пользу приобретения оборудования по обезвреживанию отходов своими силами. Затраты на приобретение и эксплуатацию такого оборудования окупаются в течение 2-3 лет.

Устойчивое развитие компании, как считает президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, неразрывно связано с проведением четкой экологической политики, направленной на дальнейшее снижение негативного воздействия на окружающую среду. Тщательная пропарка цистерн все шире применяется на дорогах сети.

Реализация мероприятий дорожной экологической программы позволила снизить за последние пять лет долю сверхнормативных начислений в экологических платежах более чем на 43 процента. В прошлом году эта доля составила всего около 7 процентов, а нынче ожидается еще ниже.

Для проведения сетевой школы и обмена опытом Восточно-Сибирская магистраль была выбрана не случайно. Местным экологам есть что показать и о чем рассказать. Но немало новых идей и задумок представили другие дороги. И очень важно, что для их воплощения в ОАО «РЖД» создаются все условия. Ведь устойчивое развитие новой компании неразрывно связано с проведением четкой экологической политики, направленной на дальнейшее снижение негативного воздействия на окружающую среду. Такой политики, в которой экономические и экологические приоритеты не будут противоречить друг другу.

Евгений БОГАЧЕВ, соб. корр.«Гудка».Иркутск.

Наверх