"Попробуйте вынуть из чая сахар"

[10.12.2001]

"Деловая Панорама" №48 (162) 10-16 декабря 2001

Владимир Смолянов

председатель совета директоров компании "Чистые технологии"

Начало 90-х, война в Персидском заливе. Сотни квадратных километров пустыни залиты нефтью, а человечество в очередной раз встало перед необходимостью широкомасштабной "химчистки земли" (так называют процесс очистки почв от нефтепродуктов). Это дорогостоящая и ресурсоёмкая технология, которой в России до недавнего времени не занимался практически никто, и это при том что на российских неsфтепроводах ежегодно случаются тысячи больших и малых аварий. Владимир Смолянов, председатель совета директоров компании "Чистые технологии" и член Санкт-Петербургского Маркетинг-клуба, считает, что выход - в создании технологий, исключающих саму возможность загрязнения окружающей среды.

- Эта мысль родилась у нас семь лет назад. В результате были созданы технологии, мимо которых почему-то «проскочил» весь мир. Суть их в следующем. В существующих способах очистки различных поверхностей, в том числе и почв, используются высокотемпературные моющие растворы. Естественно, энергозатраты – колоссальные плюс вредные испарения. А дальше еще с самим раствором надо что-то делать, надо его тщательно отфильтровывать, прежде чем сбрасывать в водоемы.

Вы представляете, как из чая вынуть обратно сахарный песок? Вот это сопоставимая по сложности задача. Нам пришла в голову мысль: а что если создать моющее средство, которое, с одной стороны, будет хорошо отмывать поверхности при невысоких температурах, а с другой – в этом растворе нефтепродукты не будут растворяться. Тогда и сбрасывать ничего не нужно.

- Как же это может быть?

- Наш раствор всю грязь из себя выталкивает. Нефтепродукты всплывают наверх. Песок, твердые частицы опускаются на дно. А сам раствор – между ними, он может использоваться опять. Полученные нефтепродукты тоже можно использовать по назначению. Вот вам и замкнутая бессточная технология. Причем с затратами в десятки раз меньше традиционных.

- Технология – это прекрасно. Но для ее внедрения нужны деньги…

- Главная трудность была, как ни странно, не в деньгах, а в человеческих предрассудках. Трудно убедить человека, что можно работать иначе… Сначала мы пошли по ошибочному пути, пытались сотрудничать с Западом. Но быстро поняли, что еще не готовы к международным проектам. Западные заказчики требуют, чтобы им все сдали под ключ. А мы находились на начальном этапе, и нашу технологию еще необходимо было поставить на промышленные рельсы. Поэтому мы повернулись к России. В России ведь вся земля грязная! Помните: «Прощай, немытая Россия»… Каждый квадратный сантиметр необходимо мыть. Но не тут-то было. Во-первых, давайте посмотрим правде в глаза: инвесторов в России нет. Проценты, которые «заряжают» наши доблестные банки, - неподъемные. Итак, инвестиционные проекты мы сразу отвергли. Решили, что надо деньги зарабатывать самим. Пошли в Комитет по экологии, в Министерство по экологии. Интерес огромный. Но когда разговор заходит о деньгах, то количество заинтересованных лиц резко уменьшается. Выход был один: природоохранные вещи надо делать выгодными для самого предприятия.

Когда мы это поняли, то начали выбирать отрасль, куда обращаться. Машиностроение отбросили, тогда его практически не было. Естественно, мы пошли на Октябрьскую железную дорогу. Внедрились в отмывку ходовой части подвижного состава. Ведь клиенту и вкладывать ничего не надо, надо только перестать покупать экологически вредные ресурсоемкие моющие средства, а купить наше. Сегодня наши порошки используются на большинстве железных дорог России.

- И есть экономический эффект?

- Есть цифры, которые большинству неинтересны… Кроме одной: срок окупаемости наших моющих средств – месяц. Многие говорят: «Так не бывает». Бывает.

Потом мы подумали: а ведь можно и цистерны мыть. Вообще ситуация с отмывкой железнодорожных цистерн в странах СНГ плачевная. Есть огромные промывочные станции – на 500 цистерн в сутки, они давным-давно устарели. Убыточность и вредность этой технологии наши руководители поняли лет 15 назад. Поехали за границу искать, чем же заменить. Один из результатов – совместное предприятие под Самарой. Туда вложено $104 млн. До сих пор не достроено. Зачем столько денег тратить? Мы разработали установку небольшой производительности – 50 цистерн в сутки. Простейшее решение. Стоимость – в зависимости от комплектации – от $117 до $156 тысяч. Для сравнения: подобная американская установка стоит $7 млн 300 тыс. Почувствуйте разницу.

И когда мы внедрили первую установку в Пскове, к нам пошли люди, и мы поняли – заработало! И еще, ведь этих огромных станций в стране не так много. В итоге цистерна должна сотни километров пройти до промывки, а потом еще сотни – до ремонтного депо. Тысячи грязных цистерн «шуруют» по всей стране. Но что же это такое, мы вообще любим себя, своих детей? Почему бы в каждом ремонтном депо или на нефтебазе не поставить нашу небольшую станцию? Она окупается за год. Если автозаправочная станция окупается за три-четыре года, это уже считается хорошо. А у нас за год.

Вот поэтому к нам едут заказчики каждый день, это интересно, это выгодно.

- От бизнесменов приходится слышать: у нас невозможно создать рентабельное производство…

- Ерунда. Вполне возможно. Особенно в нашем городе. Петербург для нас вообще – идеальный город.

- А Москва не лучше?

- Нет, уверяю вас. Вряд ли где-нибудь можно найти такое количество НИИ и КБ, как здесь. И вряд ли есть еще город, где так много бывших оборонных предприятий, как в Петербурге. Им надо вставать на ноги, поэтому они готовы выполнять наши заказы. Мы пользуемся этим потенциалом, привлекаем ученых, конструкторов, производственников.

Кроме того, здесь есть «Маркетинг-клуб», где собираются чрезвычайно интересные талантливые и деловые люди. С ними очень полезно общаться: многому учишься. многое перенимаешь, находищь определенные точки соприкосновения. Здесь совсем другая степень доверия друг к другу. Это очень помогает в бизнесе.

- Сейчас ваши технологии используются не только на железных дорогах?

- Естественно, было бы неверно ограничиваться МПС. Ведь наша технология нужна везде – и в топливно-энергетическом комплексе, и в машиностроении, и водном транспорте и т.д. Поэтому, конечно, мы пришли в эти отрасли.

В Петербурге есть объединение «Вибратор». Сейчас оно возрождается и соответственно им нужно где-то обезжиривать детали перед сборкой. Мы сделали для них экологически чистый участок. Есть Балтийская строительная компания, перед которой встала проблема отмывки щебня железнодорожного полотна. Есть один способ: собирать этот щебень, утилизировать, и засыпать новый. Представьте себе другой способ: собираем щебень, моем и обратно засыпаем. Скажите, что дешевле и что экологичнее? Компания заключила с нами договор, и через месяц установка будет готова. А отмывка танков на судах? А огромное количество наземных емкостей из-под нефтепродуктов? Специально для работы в этих областях нами создана компания «Чистые технологии – сервис».

И так далее. Недавно российская Академия естественных наук наградила нас почетным знаком «За заслуги в развитии науки и экономики России». Наши технологии уже работают в Казахстане, на Украине, ведем переговоры с Литвой, Азербайджаном…

- А дальнее зарубежье?

- Тоже интересуются. Но зачем нам Запад, когда у нас в России рынок огромный? Иностранцы сейчас пытаются наш рынок завоевывать, а мы что ж, пойдем их рынок завоевывать, а потом вернемся в Россию и будем их выбивать отсюда? А может, мы себя сначала приведем в порядок?

Беседовал Александр Соколов

Наверх